Отличие мотивации от стимулирования
Очень надоели безграмотные авторы, рассуждающие о «системе мотивации». Еще и пытающиеся учить кого-то. Что-бы всем стало яснее, разберем отличие в пяти измерениях: Направленность, Содержание, Существование, Цель, Принадлежность.
Направленность. Мотивация – это внутренняя заинтересованность, свойственная конкретному человеку, стимулирование – внешнее воздействие, направленное на круг субъектов.
Содержание. Стимулирование является позитивным или негативным толчком к действию (пряник или кнут), мотивация может носить только позитивный характер.
Существование. Стимулирование используется до того момента, пока оно не отменено, мотивация – до тех пор, пока она не реализована.
Цель. Мотивация – удовлетворение внутренней потребности, стимулирование – способ воздействия на человека.
Принадлежность. Мотивация свойственна конкретному человеку, сотруднику, а стимулирование – группе людей, объединенных по единому признаку.»
Исходя из вышеизложенного можно сделать простой вывод — когда речь идет о системе выплат денежных компенсаций за труд, нужно говорить не о системе мотивации, а о системе стимулирования. Это не означает, что не надо забыть слово «мотивация», когда мы говорим о работе с персоналом. Мотивация очень важна. Но речь должна идти о мотивирующих методиках менеджмента. Можно говорить «система мотивации», но это подразумевает набор практик, при использовании которых ценности сотрудника приводятся к ценностям компании. Ожидания сотрудника по части содержания и формы работы соответствуют корпоративной культуре и так далее.
Если вы услышали из уст консультанта или бизнес тренера «система мотивации» в применении к методикам расчета денежных премий — гоните его в зашей.
In Deal We trust.